Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — история Беларуси
Вариант № 12337
1.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  со­об­ще­ства людей ка­мен­но­го века

Б)  балт­ские пле­ме­на

B)  во­сточ­но­сла­вян­ские союзы пле­мен

Г)  ка­те­го­рии за­ви­си­мо­го на­се­ле­ния

ПО­НЯ­ТИЕ, НА­ЗВА­НИЕ

1)  литва, ят­вя­ги, курши

2)  кри­ви­чи, дрeгoвичи, ра­ди­ми­чи

3)  пер­во­быт­ное стадо, ро­до­вая об­щи­на, племя

4)  хо­ло­пы, смер­ды, за­ку­пы

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

2.  
i

Зем­ле­де­лие у пер­во­быт­ных людей воз­ник­ло из:

1) борт­ни­че­ства
2) охоты
3) со­би­ра­тель­ства
4) ры­бо­лов­ства
3.  
i

В брон­зо­вом веке на зна­чи­тель­ной части тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си рас­се­ли­лись пле­ме­на:

1) кель­тов
2) ски­фов
3) бал­тов
4) гер­ман­цев
4.  
i

Ос­но­ву хо­зяй­ства во­сточ­ных сла­вян в Ран­нем сред­не­ве­ко­вье со­став­ля­ла(-о):

1) охота
2) тор­гов­ля
3) борт­ни­че­ство
4) зем­ле­де­лие
5.  
i

Новый, более пе­ре­до­вой вил зем­ле­де­лия (при ко­то­ром ис­поль­зо­ва­лись рало и соха), при­шед­ший на смену под­сеч­но-ог­не­во­му,  — это_________ зем­ле­де­лие.

Ответ за­пи­ши­те сло­вом в той форме, в ко­то­рой оно долж­но быть упо­треб­ле­но в пред­ло­же­нии

6.  
i

На тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си 2 тыс. лет до н. э. в при­ми­тив­ных шах­тах древ­ние люди до­бы­ва­ли:

1) медь;
2) торф;
3) нефть;
4) кре­мень;
5) же­ле­зо.
7.  
i

Ука­жи­те на­зва­ние древ­не­го сла­вян­ско­го празд­ни­ка, ко­то­рый был по­свя­щен зим­не­му солн­це­сто­я­нию:

1) Пасха
2) Мас­ле­ни­ца
3) Ко­ля­да
4) Ра­ду­ни­ца
8.  
i

Одной из при­чин внут­ри­по­ли­ти­че­ско­го кри­зи­са Речи Поспо­ли­той в XVIII в. было:

1) су­ще­ство­ва­ние Маг­де­бур­ге ко го права;
2) про­ве­де­ние сво­бод­ных вы­бо­ров ко­ро­ля;
3) со­зда­ние об­ще­го­су­дар­ствен­но­го сейма (сойма);
4) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти ко­ро­лев­ской армии;
5) су­ще­ство­ва­ние на­след­ствен­ной вла­сти ко­ро­ля.
9.  
i

В 1559 г. Ли­вон­ский орден пе­ре­шел под:

1) сов­мест­ную власть ВКЛ и Поль­ши
2) про­тек­то­рат (опеку) ВКЛ
3) власть мос­ков­ско­го царя Ивана IV
4) про­тек­то­рат (опеку) Шве­ции
10.  
i

Со­глас­но усло­ви­ям Люб­лин­ской унии для ВКЛ и Поль­ши в со­ста­ве Речи Поспо­ли­той вво­ди­лась(-ся, -ось):

1) общая ад­ми­ни­стра­ция
2) сов­мест­ный сейм (сойм)
3) еди­ное за­ко­но­да­тель­ство
4) общее вой­ско
11.  
i

Опре­де­ли­те пред­по­сыл­ки за­клю­че­ния Брест­ской (Бе­ре­стей­ской) цер­ков­ной унии:

 

1)  рас­про­стра­не­ние ре­фор­ма­ци­он­но­го дви­же­ния в Речи Поспо­ли­той;

2)  стрем­ле­ние ка­то­ли­че­ской церк­ви рас­ши­рить свое вли­я­ние на во­сто­ке за счет пра­во­слав­ных зе­мель;

3)  же­ла­ние вер­хов­ной вла­сти Речи Поспо­ли­той осла­бить вли­я­ние ка­то­ли­че­ской церк­ви;

4)  же­ла­ние части пра­во­слав­ных иерар­хов по­лу­чить до­ступ к го­су­дар­ствен­ной вла­сти;

5)  же­ла­ние ру­ко­вод­ства Речи Поспо­ли­той укре­пить по­зи­ции пра­во­слав­ной церк­ви.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 123.

12.  
i

Раз­ви­тие куль­ту­ры на бе­ло­рус­ских зем­лях во вто­рой по­ло­ви­не XVIII в. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось:

1) по­яв­ле­ни­ем па­не­ги­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры;
2) рас­про­стра­не­ни­ем клас­си­циз­ма в ар­хи­тек­ту­ре и жи­во­пи­си;
3) стро­и­тель­ством церк­вей обо­ро­ни­тель­но­го типа;
4) уси­ле­ни­ем вли­я­ния церк­ви на об­ра­зо­ва­ние.
13.  
i

После при­со­еди­не­ния к Рос­сий­ской им­пе­рии в бе­ло­рус­ских го­ро­дах:

1) вос­ста­нав­ли­ва­лась це­хо­вая ор­га­ни­за­ция ре­мес­ла
2) от­ме­ня­лись на­ло­ги в поль­зу го­су­дар­ства
3) за­пре­ща­лось про­жи­ва­ние ев­ре­ев
4) упразд­ня­лось маг­де­бург­ское право
14.  
i

Со­зда­ние про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра в Бе­ла­ру­си свя­за­но с де­я­тель­но­стью:

1) В. Ла­стов­ско­го
2) И. Буй­ниц­ко­го
3) М. Ко­я­ло­ви­ча
4) Ф. Бо­гу­ше­ви­ча
15.  
i

Опре­де­ли­те итог вос­ста­ния 1863—1864 гг. на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си:

1) цар­ское пра­ви­тель­ство при­зна­ло право бе­ло­ру­сов на са­мо­опре­де­ле­ние
2) были рас­ши­ре­ны права и сво­бо­ды шлях­ты
3) вос­ста­ние дало тол­чок раз­ви­тию на­ци­о­наль­но­го дви­же­ния
4) было вос­ста­нов­ле­но дей­ствие Кон­сти­ту­ции 1791 г.
16.  
i

За­пи­ши­те на­зва­ние об­ще­ствен­но­го клас­са, ко­то­рый:

 

1)  фор­ми­ру­ет­ся из пред­при­ни­ма­те­лей, куп­цов, мещан, за­жи­точ­ных кре­стьян

2)  за­ни­ма­ет­ся тор­го­во-про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­стью

3)  вла­де­ет сред­ства­ми про­из­вод­ства, на­вы­ка­ми ор­га­ни­за­ции ры­ноч­но­го хо­зяй­ства

4)  окон­ча­тель­но оформ­ля­ет­ся в ходе про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та

17.  
i

Мир­ный до­го­вор между Со­вет­ской Рос­си­ей, Укра­и­ной и Поль­шей был под­пи­сан в Риге в:

1) 1918 г.;
2) 1920 г.;
3) 1921 г.;
4) 1924 г.
18.  
i

Целью поль­ской ин­тер­вен­ции на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си в 1919—1920 гг. яв­ля­лось:

1) воз­рож­де­ние Речи Поспо­ли­той в гра­ни­цах 1772 г.
2) об­ра­зо­ва­ние Бал­тий­ско-Чер­но­мор­ско­го союза
3) осво­бож­де­ние тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си от гер­ман­ской ок­ку­па­ции
4) со­зда­ние бе­ло­рус­ско­го го­су­дар­ства на на­ци­о­наль­но-де­мо­кра­ти­че­ской ос­но­ве
19.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из до­ку­мен­та, при­ня­то­го 31 июля 1920 г.

 

«...Арганіза­ва­ны ра­бочы клас і працоўнае ся­лян­ства Бе­ла­русі... аб­вяш­ча­ю­ць не­за­леж­ную Са­цы­ялістыч­ную Са­вец­кую Рэс­публіку Бе­ла­русі... усе за­ко­ны і пас­та­но­вы поль­скай аку­па­цый­най улады аб аднаўленні пры­ват­най уласна­сці ў Бе­ла­русі ад­мя­ня­юц­ца... Са­цы­ялістыч­ная Са­вец­кая Рэс­публіка Бе­ла­русі, зна­ход­зячы­ся ва ўза­е­ма­ад­носінах з Са­вец­кай Расіяй як роўная з роўнай, пе­ра­дае на ўвесь час рэ­ва­лю­цый­ных войнаў усе свае ўзбро­е­ныя сілы ў пад­па­рад­ка­ван­не адзінага ка­ман­да­ван­ня ўзбро­е­ных сіл усіх са­вецкіх рэс­публік, а так­са­ма заяўляе, што ўсе ды­пла­ма­тыч­ныя вы­ступ­ленні ССРБ­бу­ду­ць уз­год­не­ны з вы­ступ­лен­нямі РСФСРі бу­ду­ць ме­ць­наўва­зе­а­гуль­ныя інтар­э­сыўсіх са­вецкіх рэс­публік, па­бу­да­ва­ных на прын­цыпах дык­та­ту­ры пра­ле­та­ры­я­ту. Са­цы­ялістыч­ная Са­вец­кая Рэс­публіка Бе­ла­русі, зна­ход­зячы­ся на пра­ця­гу доўгага часу ў цес­най сувязі з Расіяй, павінна тэрмінова пры­ступіць да ўстанаўлення адзінага гас­па­дар­ча­га плана з РСФСР..»

 

Ис­поль­зуя до­ку­мент, опре­де­ли­те два пра­виль­ных утвер­жде­ния.

 

1)  в до­ку­мен­те от­ра­же­но вто­рое про­воз­гла­ше­ние со­вет­ской рес­пуб­ли­ки на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си

2)  на ос­но­ва­нии при­ве­ден­но­го до­ку­мен­та в ССРБ со­зда­ет­ся соб­ствен­ная бе­ло­рус­ская на­ци­о­наль­ная армия, за­щи­ща­ю­щая ин­те­ре­сы бе­ло­рус­ско­го на­ро­да

3)  в до­ку­мен­те от­ра­же­но вто­рое про­воз­гла­ше­ние бе­ло­рус­ской рес­пуб­ли­ки на бур­жу­аз­ной на­ци­о­наль­но-де­мо­кра­ти­че­ской ос­но­ве

4)  ру­ко­вод­ство рес­пуб­ли­ки обя­зу­ет­ся про­во­дить не­за­ви­си­мую внеш­нюю по­ли­ти­ку в ин­те­ре­сах бе­ло­рус­ско­го На­ро­да

5)  ССРБ при­зна­ет тес­ную связь с дру­ги­ми со­вет­ски­ми рес­пуб­ли­ка­ми, в первую оче­редь с РСФСР, и обя­зу­ет­ся дей­ство­вать в общих ин­те­ре­сах.

20.  
i

В на­ци­о­наль­ном со­ста­ве го­род­ско­го на­се­ле­ния во вто­рой по­ло­ви­не XIX  — на­ча­ле XX в. пре­об­ла­да­ли:

1) бе­ло­ру­сы;
2) по­ля­ки;
3) евреи;
4) рус­ские.
21.  
i

Ма­ни­фе­стом рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от 17 ок­тяб­ря 1905 г. про­воз­гла­ша­лись(-ась; -ось):

1) по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды
2) от­ме­на крeпoстно­го права
3) рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния
4) право наций на са­мо­опре­де­ле­ние
22.  
i

До­пол­ни­те пред­ло­же­ние не­об­хо­ди­мой ин­фор­ма­ци­ей.

 

По­пыт­ка уста­нов­ле­ния во­ен­ной дик­та­ту­ры в ав­гу­сте 1917 г. в Рос­сии вошла в ис­то­рию под на­зва­ни­ем ... мятеж.

23.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) темы про­ве­де­ния ин­ду­стри­а­ли­за­ции и кол­лек­ти­ви­за­ции стали опре­де­ля­ю­щи­ми в твор­че­стве М. Са­виц­ко­го
2) бе­ло­рус­ское ис­кус­ство во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. осво­бо­ди­лось из-под кон­тро­ля Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии
3) Н. Бо­ри­се­вич и М. Ма­це­пу­ро стали пер­вы­ми бе­ло­рус­ски­ми лет­чи­ка­ми-кос­мо­нав­та­ми
4) в усло­ви­ях за­мед­ле­ния тем­пов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия рес­пуб­ли­ки в 1980-е гг. сни­зи­лась эф­фек­тив­ность бе­ло­рус­ской науки
24.  
i

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те фа­ми­лию из­вест­но­го со­вре­мен­но­го бе­ло­рус­ско­го те­ат­раль­но­го ре­жиссёра:

 

Ал­фе­ров, Чи­г­ри­нов, Ра­ев­ский, Ва­щен­ко.

25.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Уче­ный-ис­то­рик, автор мно­го­чис­лен­ных тру­дов по ис­то­рии сла­вян. Пер­вый рек­тор БГУ. Один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­бел­куль­та и Ака­де­мии наук.

26.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка, ав­то­ра кар­ти­ны «Пар­ти­зан­ская ма­дон­на» и цикла кар­тин «Цифры на серд­це»:

1) И. Ша­мя­кин;
2) М. Са­виц­кий;
3) А. Бо­га­ты­рев;
4) Ж. Ал­фе­ров.
27.  
i

Опре­де­ли­те три по­зи­ции, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ито­га­ми ре­во­лю­ции 1905—1907 гг. в Рос­сий­ской им­пе­рии. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 123.

1)  Ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти бе­ло­рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го дви­же­ния;

2)  по­лу­че­ние права наций на са­мо­опре­де­ле­ние;

3)  лик­ви­да­ция по­ме­щи­чье­го зем­ле­вла­де­ния;

4)  со­зда­ние за­ко­но­да­тель­но­го ор­га­на  — Го­су­дар­ствен­ной думы;

5)  про­воз­гла­ше­ние по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод;

6)  уста­нов­ле­ние рес­пуб­ли­кан­ской формы прав­ле­ния.

28.  
i

Про­ве­де­ние ре­гу­ляр­ных ка­ра­тель­ных экс­пе­ди­ций поль­ски­ми вла­стя­ми на тер­ри­то­рии За­пад­ной Бе­ла­ру­си на­зы­ва­лось:

1) ко­ма­са­ция
2) ре­па­три­а­ция
3) па­ци­фи­ка­ция
4) ко­ре­ни­за­ция
29.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт си­сте­мы школь­но­го об­ра­зо­ва­ния БССР в 1920-е гг.:

1) класс­но-уроч­ная си­сте­ма обу­че­ния
2) учеб­ный ма­те­ри­ал со­сто­ял из трех групп (ком­плек­сов): «при­ро­да», «труд», «об­ще­ство»
3) лич­ная от­вет­ствен­ность уче­ни­ка за свою учебу
4) глав­ная роль учи­те­ля в обу­че­нии и вос­пи­та­нии
30.  
i

За­пи­ши­те цифру, ко­то­рой на кар­то­схе­ме обо­зна­чен город, где в 1917 г. со­сто­я­лись I и II съез­ды бе­ло­рус­ских на­ци­о­наль­ных ор­га­ни­за­ций.

31.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки (нэп), ко­то­рая про­во­ди­лась в БССР
в 1920-е гг.:

1) вве­де­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю
2) вве­де­ние урав­ни­тель­ной си­сте­мы опла­ты труда
3) про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции в де­рев­не
4) раз­ре­ше­ние сво­бод­но­го вы­бо­ра форм зем­ле­поль­зо­ва­ния
32.  
i

Гра­ни­цы, обо­зна­чен­ные на карте, БССР по­лу­чи­ла после:

1) за­клю­че­ния Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра (1918)
2) за­клю­че­ния Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра (1921)
3) вто­ро­го укруп­не­ния тер­ри­то­рии БССР (1926)
4) ре­ше­ния Потс­дам­ской мир­ной кон­фе­рен­ции (1945)
33.  
i

Опре­де­ли­те итог на­ци­о­наль­но-куль­тур­но­го стро­и­тель­ства в БССР в 1920—1930-е гг.:

1) пе­ре­вод обу­че­ния в боль­шин­стве школ на рус­ский язык
2) фор­ми­ро­ва­ние ра­бо­че-кре­стьян­ской ин­тел­ли­ген­ции
3) со­зда­ние не­го­су­дар­ствен­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции
4) воз­об­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти уни­ат­ской церк­ви
34.  
i

Опре­де­ли­те одну из при­чин вы­со­ких тем­пов вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия эко­но­ми­ки в БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1950-х гг.:

1) обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня жизни на­се­ле­ния;
2) отказ от цен­тра­ли­зо­ван­ной пла­но­вой эко­но­ми­ки;
3) фи­нан­со­вая по­мощь стран За­па­да;
4) по­мощь дру­гих со­вет­ских рес­пуб­лик и пра­ви­тель­ства СССР.
35.  
i

На­прав­ле­ние удара 1-го Бе­ло­рус­ско­го фрон­та под ко­ман­до­ва­ни­ем К. Ро­кос­сов­ско­го во время опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он» обо­зна­че­но на кар­то­схе­ме циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
36.  
i

40-ки­ло­мет­ро­вый про­рыв в линии Со­вет­ско-гер­ман­ско­го фрон­та между Ве­ли­жем и Усвя­та­ми на стыке не­мец­ких армий «Север» и «Центр» по­лу­чил на­зва­ние ... «во­ро­та».

37.  
i

Быв­ший ру­ко­во­ди­тель ком­со­моль­ской ор­га­ни­за­ции За­пад­ной Бе­ла­ру­си, в годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны один из ор­га­ни­за­то­ров Ви­теб­ско­го под­по­лья (1941—1942)  — это:

1) Е. Ма­за­ни
2) Н. Ли­со­вец
3) В. Хо­ру­жая
4) Е. Чух­нюк
38.  
i

Па­мят­ник, ко­то­рый по­ка­зан на фо­то­гра­фии,  — это:

1) ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс «Ка­тю­ша»
2) Кур­ган Славы Со­вет­ской Армии — осво­бо­ди­тель­ни­цы Бе­ла­ру­си
3) ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс «Буй­нич­ское поле»
4) Мо­ну­мент По­бе­ды в Мин­ске
39.  
i

Один из ро­ма­нов И. Ме­ле­жа, по­свя­щен­ный судь­бе бе­ло­рус­ско­го кре­стьян­ства в 1920—1930-е гг.,  — это:

1) «Люди на бо­ло­те»
2) «Ко­ло­сья под сер­пом твоим»
3) «Серд­це на ла­до­ни»
4) «Оправ­да­ние крови»
40.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ную черту об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1950-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг.:

1) умень­ше­ние ко­ли­че­ства чле­нов Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си (КПБ)
2) сво­бод­ная де­я­тель­ность ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций
3) от­сут­ствие об­ще­го­су­дар­ствен­ной идео­ло­гии
4) уси­ле­ние вли­я­ния КПБ на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­скую жизнь
41.  
i

Опре­де­ли­те пра­виль­ное утвер­жде­ние:

1) одним из глав­ных до­сти­же­ний хру­щев­ской «от­те­пе­ли» яв­ля­ет­ся кри­ти­ка куль­та лич­но­сти И. Ста­ли­на
2) вто­рая по­ло­ви­на 1960-х — пер­вая по­ло­ви­на 1980-х гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лась ак­ти­ви­за­ци­ей де­я­тель­но­сти ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций
3) во вто­рой по­ло­ви­не 1950-х гг. в усло­ви­ях фор­ми­ро­ва­ния мно­го­пар­тий­ной си­сте­мы ком­пар­тия утра­ти­ла мо­но­по­лию на власть
4) ре­а­би­ли­та­ция не­вин­но осуж­ден­ных была пол­но­стью за­вер­ше­на в пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг.
42.  
i

Опре­де­ли­те одну из при­чин ухуд­ше­ния по­ло­же­ния в сель­ском хо­зяй­стве БССР в пер­вой по­ло­ви­не 1960-х гг.:

1) зна­чи­тель­ный рост ко­ли­че­ства го­род­ско­го на­се­ле­ния
2) вве­де­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю
3) отказ от пла­но­во­го раз­ви­тия аг­рар­но­го сек­то­ра
4) про­ти­во­ре­чи­вость и во­люн­та­ризм в управ­ле­нии сель­ским хо­зяй­ством
43.  
i

Опре­де­ли­те одну из ха­рак­тер­ных черт раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг.:

1) за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние част­ной соб­ствен­но­сти на землю
2) про­ве­де­ние ме­ли­о­ра­ции, ме­ха­ни­за­ции и хи­ми­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства
3) от­ме­на си­сте­мы гос­за­ка­за на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную про­дук­цию
4) со­зда­ние и раз­ви­тие аг­ро­го­род­ков
44.  
i

Опре­де­ли­те глав­ное ме­ро­при­я­тие эко­но­ми­че­ской ре­фор­мы 1957 г.:

1) при­ва­ти­за­ция про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий
2) вве­де­ние от­рас­ле­вой си­сте­мы управ­ле­ния эко­но­ми­кой
3) со­зда­ние со­ве­тов на­род­но­го хо­зяй­ства
4) вве­де­ние на пред­при­я­ти­ях хо­зяй­ствен­но­го рас­че­та и са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния
45.  
i

Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1960-х  — пер­вой по­ло­ви­не 1980-х гг. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось:

1) вве­де­ни­ем част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства
2) про­ве­де­ни­ем курса на уско­ре­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия
3) пе­ре­ори­ен­та­ци­ей про­мыш­лен­но­сти на вы­пуск то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния
4) пре­иму­ще­ствен­ным раз­ви­ти­ем тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти
46.  
i

Опре­де­ли­те при­чи­ну не­об­хо­ди­мо­сти про­воз­гла­ше­ния по­ли­ти­ки «пе­ре­строй­ки» в СССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х гг.:

1) обостре­ние гло­баль­ных про­блем че­ло­ве­че­ства
2) от­сут­ствие тес­ных эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных свя­зей между рес­пуб­ли­ка­ми СССР
3) за­мед­ле­ние тем­пов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия
4) не­эф­фек­тив­ность ин­тен­сив­ных форм хо­зяй­ство­ва­ния
47.  
i

Опре­де­ли­те из­ме­не­ние в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х гг., ко­то­рое было вы­зва­но про­ве­де­ни­ем по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки:

1) по­вы­ше­ние ав­то­ри­те­та Ком­пар­тии Бе­ла­ру­си;
2) за­вер­ше­ние по­стро­е­ния «раз­ви­то­го со­ци­а­лиз­ма»;
3) про­ве­де­ние вы­бо­ров на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;
4) уси­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го дав­ле­ния на цер­ковь.
48.  
i

Опре­де­ли­те из­ме­не­ние в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х  — на­ча­ле 1990-х гг.:

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства чле­нов ком­со­моль­ских ор­га­ни­за­ций
2) воз­ник­но­ве­ние пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции в Вер­хов­ном Со­ве­те БССР
3) уси­ле­ние дав­ле­ния го­су­дар­ства на цер­ковь
4) раз­ра­бот­ка про­грам­мы стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма
49.  
i

Опре­де­ли­те одно из по­след­ствий ав­гу­стов­ско­го путча 1991 г. для Бе­ла­ру­си:

1) при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР
2) вре­мен­ное за­пре­ще­ние де­я­тель­но­сти Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Бе­ла­ру­си
3) пе­ре­ход всей пол­но­ты вла­сти к Со­ве­ту Ми­ни­стров БССР
4) на­ча­ло про­ве­де­ния по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки в об­ще­стве
50.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ную черту об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х гг.:

1) от­сут­ствие в рес­пуб­ли­ке де­мо­кра­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний;
2) при­ня­тие новой го­су­дар­ствен­ной сим­во­ли­ки;
3) про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ний;
4) по­вы­ше­ние роли ком­со­мо­ла в по­ли­ти­че­ской жизни об­ще­ства;
5) обостре­ние кри­зи­са во всех сфе­рах жизни со­вет­ско­го об­ще­ства.
51.  
i

В ходе про­ве­де­ния по­ли­ти­ки пе­ре­строй­ки в БССР во вто­рой по­ло­ви­не 1980-х гг. про­ис­хо­ди­ло:

1) при­ня­тие новой Кон­сти­ту­ции БССР
2) про­ве­де­ние по­ли­ти­ки «ко­ре­ни­за­ции»
3) фор­ми­ро­ва­ние мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы
4) про­ве­де­ние Все­бе­ло­рус­ских на­род­ных со­бра­ний
52.  
i

После ав­гу­стов­ско­го путча 1991 г. ре­ше­ни­ем Вер­хов­но­го Со­ве­та БССР на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си была при­оста­нов­ле­на де­я­тель­ность:

1) Со­ве­тов на­род­ных де­пу­та­тов
2) про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов
3) об­ще­ствен­ных объ­еди­не­ний
4) Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии
53.  
i

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя слова из при­ве­ден­но­го спис­ка, под­хо­дя­щие по смыс­лу. Для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­вой, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные спис­ка эле­мен­тов могут не ис­поль­зо­вать­ся. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: АЗБ2В6.

 

Имя де­я­те­ля куль­ту­рыПро­из­ве­де­ние
А)_________«След обо­рот­ня»
Г. Ва­щен­коБ)_______
В)________пьеса «Яд­ви­га»

1)  по­лот­но «Мой дом  — моя боль»

2)  «Го­бе­лен века»

3)  В. Ели­за­рьев

4)  А. Дуда­рев

5)  В. Адам­чик

6)  Л. Дай­не­ко

54.  
i

При­ня­тие Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь про­изо­шло в ... году.

55.  
i

При­о­ри­те­том внеш­ней по­ли­ти­ки Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь яв­ля­ет­ся:

1) раз­ви­тие ин­те­гра­ции со стра­на­ми Со­дру­же­ства Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств
2) отказ от ино­стран­ных кре­ди­тов и ин­ве­сти­ций
3) со­хра­не­ние ядер­но­го ору­жия как сред­ства обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти
4) пе­ре­смотр го­су­дар­ствен­ных гра­ниц в на­ци­о­наль­ных ин­те­ре­сах
56.  
i

Для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь в 1991-1994 гг. был(-о) ха­рак­те­рен(-но):

1) рез­кий спад про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства
2) сни­же­ние цен на услу­ги и то­ва­ры пер­вой не­об­хо­ди­мо­сти
3) по­вы­ше­ние ма­те­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния
4) при­ня­тие Го­су­дар­ствен­ной про­грам­мы устой­чи­во­го раз­ви­тия села
57.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, про­изо­шед­шее по­след­ним из пе­ре­чис­лен­ных:

1) при­ня­тие на рес­пуб­ли­кан­ском ре­фе­рен­ду­ме новой ре­дак­ции Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь с из­ме­не­ни­я­ми и до­пол­не­ни­я­ми;
2) утвер­жде­ние Го­су­дар­ствен­но­го гимна Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;
3) при­ня­тие Де­кла­ра­ции о го­су­дар­ствен­ном су­ве­ре­ни­те­те БССР;
4) про­ве­де­ние тре­тье­го Все­бе­ло­рус­ско­го на­род­но­го со­бра­ния.
58.  
i

Для об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ской жизни Бе­ла­ру­си в се­ре­ди­не 1990-х  — на­ча­ле 2000-х гг. ха­рак­тер­но:

1) фор­ми­ро­ва­ние од­но­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы
2) ре­ше­ние важ­ней­ших во­про­сов с по­мо­щью ре­фе­рен­ду­мов
3) уси­ле­ние дав­ле­ния го­су­дар­ства на цер­ковь
4) из­ме­не­ние ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го де­ле­ния рес­пуб­ли­ки
59.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  При­со­еди­не­ние к По­лоц­ко­му кня­же­ству го­ро­дов Ви­тебск и Усвя­ты;

Б)  пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си о По­лоц­ке;

B)  битва на реке Не­ми­ге между ки­ев­ски­ми кня­зья­ми и Все­сла­вом Бря­чи­сла­ви­чем;

Г)  на­ча­ло кня­же­ния Глеба Все­сла­ви­ча в Мен­ске (Мин­ске).

60.  
i

Узнай­те ис­то­ри­че­скую лич­ность и за­пи­ши­те толь­ко фа­ми­лию.

 

Из­вест­ный пред­ста­ви­тель эпохи Воз­рож­де­ния, поэт-гу­ма­нист. Ос­но­ва­тель бе­ло­рус­ской ре­нес­санс­ной по­э­зии. В 1523 г. в Кра­ко­ве издал поэму «Песнь о зубре», в ко­то­рой про­слав­лял бе­ло­рус­скую при­ро­ду и про­шлое ВКЛ вре­мен Ви­то­вта.

61.  
i

Сви­де­тель­ством раз­ви­тия фе­о­даль­ных от­но­ше­ний у во­сточ­ных сла­вян в XI—XIII вв. яв­ля­лось на­ли­чие:

1) ро­до­вой об­щи­ны;
2) за­ви­си­мых кре­стьян;
3) боль­шой пат­ри­ар­халь­ной семьи;
4) па­шен­но­го зем­ле­де­лия.
62.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий. Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: АБГВ.

A)  Поход князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха на г. По­лоцк;

Б)  ос­но­ва­ние По­лоц­кой епар­хии;

B)  поход князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха на г. Менск;

Г)  ос­но­ва­ние епар­хии в Ту­ро­ве.

63.  
i

Опре­де­ли­те ха­рак­тер­ные черты раз­ви­тия тор­гов­ли в Бе­ла­ру­си в пер­вой по­ло­ви­не XIX в.

 

а)  лик­ви­да­ция яр­ма­роч­ной тор­гов­ли

б)  со­кра­ще­ние спро­са на сель­ско­хо­зяй­ствен­ную про­дук­цию

в)  улуч­ше­ние тор­го­вых путей

г)  рас­ши­ре­ние внеш­ней тор­гов­ли

1) а, б
2) б, в
3) в, г
4) а, г
64.  
i

Ре­ша­ю­щая битва «Ве­ли­кой войны» между Тев­тон­ским ор­де­ном и объ­еди­нен­ны­ми си­ла­ми Поль­ши и Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го (ВКЛ) про­изо­шла в 1410 г. под:

1) Чаш­ни­ка­ми
2) Грюн­валь­дом
3) Клец­ком
4) Давид-Го­род­ком
65.  
i

Налог, ко­то­рый на­се­ле­ние во­сточ­но­сла­вян­ских зе­мель пла­ти­ло церк­ви, на­зы­вал­ся:

1) чинш
2) по­дым­ное
3) де­ся­ти­на
4) дякло
66.  
i

В ВКЛ в XV—XVI вв. «не­по­хо­жи­ми» на­зы­ва­ли кре­стьян, ко­то­рые:

1) от­ли­ча­лись своим иму­ще­ствен­ным по­ло­же­ни­ем
2) не имели права пе­ре­хо­дить от од­но­го фе­о­да­ла к дру­го­му
3) про­жи­ва­ли в раз­ной мест­но­сти
4) вы­пол­ня­ли раз­ные по­вин­но­сти
67.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  на­зва­ние сель­ской об­щи­ны у во­сточ­ных сла­вян

Б)  на­ту­раль­ный налог, ко­то­рый пла­ти­ли князю под­власт­ные ему люди

B)  труд за­кре­по­щен­ных кре­стьян на земле фе­о­да­ла

Г)  су­хо­пут­ный тор­го­вый путь, ко­то­рый со­еди­нял две реки

ПО­НЯ­ТИЕ, НА­ЗВА­НИЕ

1)  волок

2)  дань

3)  бар­щи­на

4)  вервь

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

68.  
i

В 2010 г. про­изо­шло тор­же­ствен­ное от­кры­тие вос­ста­нов­лен­но­го па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры XVI в.:

1) двор­ца Ру­мян­це­вых-Пас­ке­ви­чей в Го­ме­ле
2) двор­ца Пуслов­ских в Ко­со­во
3) Голь­шан­ско­го замка
4) Мир­ско­го замка
69.  
i

Ука­жи­те фа­ми­лию ху­дож­ни­ка конца XIX  — на­ча­ла XX в, от­крыв­ше­го в Ви­теб­ске част­ную ху­до­же­ствен­ную школу, в ко­то­рой не­ко­то­рое время учил­ся М. Шагал, ав­то­ра пред­став­лен­ной на ил­лю­стра­ции кар­ти­ны:

1) П. Шейн
2) Ф. Жда­но­вич
3) И. Буй­ниц­кий
4) Ю. Пэн
70.  
i

Опре­де­ли­те на­зва­ние про­из­ве­де­ния, ав­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся пред­став­лен­ный на порт­ре­те де­я­тель бе­ло­рус­ской куль­ту­ры вто­рой по­ло­ви­ны XIX в.:

1) «Ра­зо­рен­ное гнез­до» («Раскіданае гняз­до»)
2) «Венок»
3) «Кре­ще­ние сво­бо­дой» («Хрэст на сва­бо­ду»)
4) «Дудка бе­ло­рус­ская»
71.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

А)  ком­по­зи­тор, автор оперы «Дикая охота ко­ро­ля Стаха»

Б)  ху­дож­ник, автор го­бе­ле­на «Чер­но­быль»

В)  на­род­ный пи­са­тель Бе­ла­ру­си, автор по­ве­сти «Тре­вож­ное сча­стье»

Г)  бе­ло­рус­ский пи­са­тель, автор про­из­ве­де­ний «Ха­тын­ская по­весть» и «Пар­ти­за­ны»

1 — А. Ки­щен­ко

2 — В. Сол­тан

3 — И. Чи­г­ри­нов

4 — И. Ша­мя­кин

5 — А. Ада­мо­вич

6 — В. Ели­за­рьев

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца.

Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2БЗВ1Г6.

72.  
i

Для новой эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, ко­то­рая осу­ществ­ля­лась в БССР в 1920-е гг., было ха­рак­тер­но:

1) про­ве­де­ние сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции
2) раз­ви­тие го­су­дар­ствен­ной, ко­опе­ра­тив­ной и част­ной тор­гов­ли
3) вве­де­ние урав­ни­тель­ной си­сте­мы в опла­те труда
4) со­хра­не­ние все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти
73.  
i

Один из ос­но­ва­те­лей бе­ло­рус­ской со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры, автор про­ек­тов Дома пра­ви­тель­ства и Дома Крас­ной Армии  — это:

1) В. Го­лу­бок
2) Ю. Тарич
3) И. Ланг­бард
4) В. Пи­че­та
74.  
i

Обо­зна­чен­ные на карте гра­ни­цы БССР по­лу­чи­ла после:

1) под­пи­са­ния Брест­ско­го мир­но­го до­го­во­ра (1918)
2) вто­ро­го укруп­не­ния тер­ри­то­рии БССР (1926)
3) осво­бо­ди­тель­но­го по­хо­да Крас­ной Армии (1939)
4) ре­ше­ния Потс­дам­ской кон­фе­рен­ции (1945)
75.  
i

Для по­ли­ти­ки бе­ло­ру­си­за­ции, про­во­див­шей­ся в БССР в пер­вой по­ло­ви­не 1920-х гг., было ха­рак­тер­но:

1) при­зна­ние на тер­ри­то­рии БССР рав­но­прав­ны­ми толь­ко рус­ско­го и бе­ло­рус­ско­го язы­ков
2) воз­об­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти бе­ло­рус­ских на­ци­о­наль­ных де­мо­кра­ти­че­ских пар­тий
3) ак­тив­ное раз­ви­тие куль­тур­ных свя­зей с За­пад­ной Бе­ла­русью в со­ста­ве Поль­ши
4) все­сто­рон­нее раз­ви­тие бе­ло­рус­ской на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры
76.  
i

Про­чи­тай­те вы­держ­ку из де­кре­та «О за­ме­не про­до­воль­ствен­ной и сы­рье­вой раз­верст­ки на­ту­раль­ным на­ло­гом» (21 марта 1921 г.).

 

«1. Для обес­пе­че­ния пра­виль­но­го и спо­кой­но­го ве­де­ния хо­зяй­ства на ос­но­ве более сво­бод­но­го рас­по­ря­же­ния зем­ле­дель­ца про­дук­та­ми сво­е­го труда и сво­и­ми хо­зяй­ствен­ны­ми сред­ства­ми, для укреп­ле­ния кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства и под­ня­тия его про­из­во­ди­тель­но­сти... раз­верст­ка как сред­ство го­су­дар­ствен­ных за­го­то­вок про­до­воль­ствия, сырья и фу­ра­жа за­ме­ня­ет­ся на­ту­раль­ным на­ло­гом...

3.  Налог бе­рет­ся в виде про­цент­но­го или до­ле­во­го от­чис­ле­ния от про­из­ве­ден­ных в хо­зяй­стве про­дук­тов, ис­хо­дя из учета уро­жая, ко­ли­че­ства едо­ков в хо­зяй­стве и на­ли­чия скота в нем...

5.  Все за­па­сы про­до­воль­ствия, сырья и фу­ра­жа, ко­то­рые оста­ют­ся у зем­ле­дель­цев после вы­пла­ты ими на­ло­га, на­хо­дят­ся в пол­ном их рас­по­ря­же­нии и могут быть ис­поль­зо­ва­ны ими для улуч­ше­ния лич­но­го по­треб­ле­ния и для об­ме­на...»

 

Ис­поль­зуя вы­держ­ку, опре­де­ли­те пра­виль­ные утвер­жде­ния. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер: 12.

 

1)  В вы­держ­ке из до­ку­мен­та речь идет о на­ча­ле кол­лек­ти­ви­за­ции;

2)  при­ня­тие де­кре­та сви­де­тель­ству­ет о пе­ре­хо­де БССР к нэпу;

3)  из­лиш­ки про­дук­тов под­ле­жа­ли обя­за­тель­ной про­да­же го­су­дар­ству;

4)  вво­дил­ся еди­ный де­неж­ный налог, раз­мер ко­то­ро­го был оди­на­ко­вым для всех кре­стьян;

5)  кре­стья­не по­лу­чи­ли право ис­поль­зо­вать остав­шу­ю­ся после упла­ты на­ло­га про­дук­цию по сво­е­му усмот­ре­нию.

77.  
i

Аг­рар­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми поль­ской вла­сти во вто­рой по­ло­ви­не 1920-х  — 1930-е гг. в За­пад­ной Бе­ла­ру­си преду­смат­ри­ва­лась(-ось):

1) со­ци­а­ли­за­ция земли
2) пе­ре­се­ле­ние кре­стьян на ху­то­ра
3) про­ве­де­ние кол­лек­ти­ви­за­ции
4) лик­ви­да­ция осад­ни­че­ства
78.  
i

Кре­стьян­ской ре­фор­мой 1861 г. на бе­ло­рус­ских зем­лях преду­смат­ри­ва­лось(-ась;-ся):

1) предо­став­ле­ние кре­стья­нам по­ли­ти­че­ских прав;
2) лик­ви­да­ция че­рес­по­ло­си­цы;
3) пе­ре­се­ле­ние кре­стьян на ху­то­ра;
4) со­зда­ние сель­ской бур­жу­а­зии из числа за­жи­точ­ных кре­стьян;
5) выкуп кре­стья­на­ми зе­мель­ных на­де­лов.
79.  
i

Фрес­ка­ми в Сред­не­ве­ко­вье на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си укра­ша­ли:

1) стра­ни­цы ру­ко­пис­ных книг
2) стены хра­мов
3) ору­жие и по­су­ду
4) одеж­ду и обувь
80.  
i

Опре­де­ли­те три ха­рак­тер­ные черты со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия бе­ло­рус­ских зе­мель в XV  — пер­вой по­ло­ви­не XVI в. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 124.

 

1)  Пре­вра­ще­ние пра­во­слав­ной церк­ви в круп­ней­ше­го зем­ле­вла­дель­ца;

2)  по­лу­че­ние фе­о­да­ла­ми права суда над за­ви­си­мы­ми кре­стья­на­ми;

3)  на­де­ле­ние бе­ло­рус­ских го­ро­дов и ме­сте­чек маг­де­бург­ским пра­вом;

4)  от­сут­ствие со­слов­но­го де­ле­ния об­ще­ства;

5)  углуб­ле­ние ре­мес­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ции;

6)  со­кра­ще­ние фе­о­даль­но­го зем­ле­вла­де­ния.

81.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ра­же­ни­я­ми ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков бе­ло­рус­ских зе­мель XIII—XVI вв. (со­вре­мен­ный вид) и их на­зва­ни­я­ми.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв верх­не­го ряда. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные ниж­не­го ряда могут не ис­поль­зо­вать­ся. На­при­мер: А2Б1B3.

82.  
i

В XVI в. в куль­ту­ре ВКЛ по­яв­ля­ет­ся новый вид изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства:

1) гра­вю­ра
2) ми­ни­а­тю­ра
3) ико­но­пись
4) вит­раж
83.  
i

Поспо­ли­тое ру­ше­ние в Ве­ли­ком Кня­же­стве Ли­тов­ском (ВКЛ)  — это:

1) со­бра­ние шлях­ты по­ве­та (во­е­вод­ства), ко­то­рое яв­ля­лось ор­га­ном мест­ной вла­сти и са­мо­управ­ле­ния
2) сбор шля­хет­ско­го опол­че­ния, в ко­то­рое каж­дый зем­ле­вла­де­лец дол­жен был вы­ста­вить опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство во­и­нов
3) вре­мен­ный по­ли­ти­че­ский союз шлях­ты для ре­ше­ния опре­де­лен­ных целей
4) ре­ли­ги­оз­ное и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ское дви­же­ние в ВКЛ в XVI — пер­вой по­ло­ви­не XVII в.
84.  
i

Пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем ВКЛ, от­кры­тым в 1579 г., яв­ля­лась(-ся):

1) Не­свиж­ская се­ми­на­рия
2) Ви­лен­ская иезу­ит­ская ака­де­мия
3) Горы-Го­рец­кий зем­ле­дель­че­ский ин­сти­тут
4) Слуц­кая гим­на­зия
85.  
i

Аль-Ки­та­бы (свя­щен­ные книги) бе­ло­рус­ских татар на­пи­са­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем араб­ско­го ал­фа­ви­та на языке:

1) цер­ков­но­сла­вян­ском
2) ту­рец­ком
3) бе­ло­рус­ском
4) pyccком
86.  
i

Опре­де­ли­те со­бы­тие, ко­то­рое про­изо­шло пер­вым из пе­ре­чис­лен­ных:

1) со­зда­ние Бе­ло­рус­ской го­су­дар­ствен­ной фи­лар­мо­нии
2) за­клю­че­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра
3) со­зда­ние Ли­тов­ско-Бе­ло­рус­ской ССР
4) утвер­жде­ние пер­во­го пя­ти­лет­не­го плана раз­ви­тия БССР
87.  
i

Опре­де­ли­те ру­ко­во­дя­щий орган бе­ло­рус­ских на­ци­о­наль­ных пар­тий и ор­га­ни­за­ций в 1917 г.:

1) Ко­ми­тет спа­се­ния ре­во­лю­ции
2) Об­ласт­ной ис­пол­ни­тель­ный ко­ми­тет За­пад­ной об­ла­сти и фрон­та
3) Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство
4) Ве­ли­кая бе­ло­рус­ская рада
88.  
i

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — об­ра­зо­ва­ние Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик

Б  — про­ве­де­ние I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да

В  — при­ня­тие пер­вой Кон­сти­ту­ции Со­вет­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си

Г  — про­воз­гла­ше­ние 1-й Устав­ной гра­мо­ты Ис­пол­ко­ма Рады Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да

1) АБВГ
2) БВАГ
3) ГАБВ
4) БГВА
89.  
i

Тре­тьей Устав­ной гра­мо­той Ис­пол­ко­ма Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР) про­воз­гла­ша­лась:

1) не­за­ви­си­мость Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
2) ав­то­но­мия Бе­ла­ру­си в со­ста­ве фе­де­ра­тив­ной Рос­сий­ской рес­пуб­ли­ки
3) пер­вая Кон­сти­ту­ция ССРБ
4) по­бе­да Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции в Рос­сии
90.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий:

 

А  — при­ня­тие пер­вой Кон­сти­ту­ции ССРБ

Б  — на­ча­ло ин­ду­стри­а­ли­за­ции в БССР

В  — об­ра­зо­ва­ние Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик

Г  — пер­вое укруп­не­ние тер­ри­то­рии БССР

1) АБВГ
2) ВГБА
3) БАВГ
4) АВГБ
91.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий.

 

A)  Про­воз­гла­ше­ние Бе­ло­рус­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки (БНР)

Б)  про­ве­де­ние I Все­бе­ло­рус­ско­го съез­да Со­ве­тов

B)  вто­рое про­воз­гла­ше­ние Со­вет­ской Со­ци­а­ли­сти­че­ской Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­ру­си (ССРБ)

Г)  под­пи­са­ние Риж­ско­го мир­но­го до­го­во­ра

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв. На­при­мер: ВАГБ.

92.  
i

В IX−XI вв. сбор дани кня­зем про­хо­дил в спе­ци­аль­ном месте, ко­то­рое на­зы­ва­лось:

1) посад;
2) квар­тал;
3) юри­ди­ка;
4) по­гост;
5) за­сте­нок.
93.  
i

На бе­ло­рус­ских зем­лях в IX-XII вв. де­тин­цем на­зы­вал­ся(-ась; -ось):

1) отряд во­ору­жен­ных и спе­ци­аль­но обу­чен­ных во­ен­но­му делу людей
2) укреп­лен­ная часть го­ро­да
3) совет ста­рей­шин
4) не­боль­шое по­се­ле­ние, жи­те­ли ко­то­ро­го за­ни­ма­лись пре­иму­ще­ствен­но сель­ским хо­зяй­ством
94.  
i

Часть ма­ги­стра­та (лаву) в го­ро­дах с маг­де­бург­ским пра­вом воз­глав­лял:

1) канц­лер
2) епи­скоп
3) гет­ман
4) войт
95.  
i

Обо­ро­ну По­лоц­кой земли и ру­ко­вод­ство вой­ском осу­ществ­лял(-а):

1) войт
2) рада
3) епи­скоп
4) князь
96.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ПРО­ИЗ­ВЕ­ДЕ­НИЕ

A)  карта Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го

Б)  «О не­су­ще­ство­ва­нии Бога»

B)  «Фри­нос»

Г)  «Хро­ни­ка поль­ская, ли­тов­ская, жо­мойт­ская и всея Руси»

АВТОР

1)  Т. Ма­ков­ский

2)  М. Смот­риц­кий

3)  М. Стрый­ков­ский

4)  К. Лы­щин­ский

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.

97.  
i

Ос­но­во­по­лож­ни­ком жанра ре­нес­санс­ной по­э­зии на ла­тин­ском языке в Ве­ли­ком Кня­же­стве Ли­тов­ском (ВКЛ) яв­ля­ет­ся:

1) К. Лы­щин­ский
2) М. Гу­сов­ский
3) М. Стрый­ков­ский
4) С. Буд­ный
98.  
i

С се­ре­ди­ны XVI в. в среде об­ра­зо­ван­ных жи­те­лей ВКЛ рас­про­стра­ня­ют­ся идеи:

1) ас­ке­тиз­ма
2) ате­из­ма
3) про­све­щен­но­го аб­со­лю­тиз­ма
4) Ре­фор­ма­ции
99.  
i

На бе­ло­рус­ских зем­лях в XVII в. тео­ре­ти­ком ба­рок­ко в ли­те­ра­ту­ре счи­тал­ся:

1) М. К. Сар­бев­ский;
2) М. Стрый­ков­ский;
3) А. Фи­лип­по­вич;
4) А. Оли­за­ров­ский.
100.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие.

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЕ

A)  при­ну­ди­тель­ное от­чуж­де­ние соб­ствен­но­сти в поль­зу дру­го­го лица или го­су­дар­ства во время войны и чрез­вы­чай­ных об­сто­я­тельств

Б)  под­чи­не­ние эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и об­ще­ствен­ной жизни во­ен­ным целям

B)  мас­со­вый набор муж­ско­го на­се­ле­ния в армию во время войны

Г)  за­хват вой­ска­ми од­но­го го­су­дар­ства тер­ри­то­рии (или части тер­ри­то­рии) дру­го­го го­су­дар­ства с уста­нов­ле­ни­ем соб­ствен­ных ад­ми­ни­стра­ции и за­ко­нов

ТЕР­МИН, ПО­НЯ­ТИЕ

1)  мо­би­ли­за­ция

2)  ми­ли­та­ри­за­ция

3)  рек­ви­зи­ция

4)  ок­ку­па­ция

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­хра­няя ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б3В1Г4.